Некоторые рекомендации для родителей
Поделиться:
Что нарушает психологическую безопасность подростка?
- постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;
- отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома;
- слишком жесткие правила или отсутствие их;
- насмешки над внешностью детей, их физическими и недостатками и слабостями;
- вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»);
- терпимость окружения к употреблению алкоголя и «легких» спиртных
напитков;
- отсутствие времени у родителей для общения с детьми.
Что защищает и укрепляет:
- конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи;
- поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддерживающие послания» - вербальные и невербальные;
- замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее;
- умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы;
- серьезное отношение к чувствам и переживаниям подростков;
- использование психологических методов;
- подстройка (умение сочувственно выслушивать ребенка);
- отслеживание (умение вовремя «пеленговать» все изменения в психологическом состоянии ребенка);
- способность вести ( т.е без прессинга оказывать на детей благотворное влияние)
Как наладить отношения с ребенком?
-научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;
- удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных ( они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье);
- чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным;
- убеждать подростков ( особенно девочек), что даже «безопасный секс» в их возрасте – опасен: ведет к депрессии, а иногда к суициду;
- понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства;
- установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.
Как научить ребенка самозащите от давления группы или «друга-манипулятора»?
- научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель;
- убедить ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие;
- не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное.
Чтобы предупредить попытки суицида, следует:
- беречь ребенка от чувства одиночества и отверженности;
- не добиваться от подростка совершенства во всем, что он делает, чем занимается, это приводит к стрессам и нервному перенапряжению;
- хотя бы раз в два дня говорить с подростком по душам, о том, что его интересует;
-подстраиваясь под интересы ребенка, регулярно делать что-то совместно – вместе трудиться и проводить досуг;
- взять на вооружение наблюдение психологов-суицидологов: до 12 лет ребенка надо часто ласкать и целовать не меньше 11 раз в день, чтобы давать ему нужный запас энергетики;
- научить ребенка рассматривать неудачи не как поражение, а как опыт, показывающий ему его слабые места;
-анализировать неприятности, вызывающие глубокие переживания или страхи ребенка, чтобы снять чувства их уникальности и ощущения тупика;
-не считать ребенка своей собственностью и не посягать на его личное пространство;
- приучить ребенка заботиться о ком-то, кроме себя, например, о домашнем животном: это повышает чувство ответственности и уменьшает чувство одиночества.
Как освободить ребенка от комплекса «лишнего человека»:
- создать атмосферу психологического комфорта в семье: дать ребенку ощущение ценности для родителей, братьев, сестер;
- отмечать любые достижения ребенка, превращая их в маленькие семейные праздники;
-обучать ребенка по его желанию художественным ремеслам, музыке, рисованию ( хотя бы игре на гитаре), каким-либо видам самозащиты без оружия ( борьбе или восточным единоборствам);
- включить ребенка в систему семейного взаимообслуживания, дать ему посильную физическую нагрузку;
- применять к нему наказания в качестве компенсации нанесенного кому-либо или чему-либо ущерба;
- вовлекать ребенка в различные формы творческой деятельности- литературный кружок, театральная студия, туризм, танцы и т.д.;
- тактично относиться к «примерке идеологических образов» подростками и уметь вести аргументированные дискуссии, проявляя уважение к собеседнику, признавая его право то или иное идеологическое убеждение;
- на собственном примере убеждать ребенка в пользе освобождения от вредных привычек: не пить, не курить, не браниться, не употреблять нецензурные слова;
-на постоянной основе пользоваться помощью психолога и выполнять все его предписания в своей воспитательной системе.