Информация по профилактике краж, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении
Поделиться:
Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, является одним из важнейших направлений деятельности социально – психологической службы (СПС). Одной из важных составляющих работы школьного инспектора по делам несовершеннолетних является реализация социальных, правовых, педагогических и иных мер по отношению к несовершеннолетним, их родителям с целью защиты прав и интересов детей.
Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, обусловленные спецификой развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.
Подростковая преступность напрямую связана с ослаблением контроля, нерациональным использованием свободного времени, трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Большинство преступлений, совершенных подростками составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления - кражи, грабежи или разбои. Противоправная деятельность становится для некоторых несовершеннолетних своеобразным способом проведения досуга. Деятельность СПС и школьного инспектора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних реализуется в двух направлениях:
1. Общепрофилактическая работа, то есть комплекс мероприятий, охватывающих максимальное количество несовершеннолетних и направленных на разъяснение норм и правил поведения, ответственности несовершеннолетних, выявление подростков, склонных к противоправному поведению.
2. Индивидуальная профилактическая работа – работа с подростками, направленная на их социально-педагогическую поддержку и предупреждение несовершения с их стороны противоправных деяний.
Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.
За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РК, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя. И каждый 16-летний молодой человек знает, что кража, хулиганство – это преступление. По закону несовершеннолетний преступник лишается свободы на срок не свыше 10 лет, даже если за данное преступление предусмотрена более суровая санкция.
В соответствии с Гражданским Кодексом РК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правовая самостоятельность (правоспособность) гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, по достижению 18-го возраста. Однако правовая дееспособность приходит юному гражданину и раньше этого возраста, по мере роста сознательности, ответственности, способности принимать разные решения.
С 14-ти лет дееспособность (правовая самостоятельность) несовершеннолетних расширяется. В этот момент начинает действовать гражданская ответственность. Сам факт возможности привлечения человека к уголовной ответственности с 14-ти лет за ряд преступлений свидетельствует том, что человек уже юридически обязан с повышенной ответственностью, относиться к своему поведению.
Ну, а если преступнику 15 или 14 лет? Что же, подростки остаются безнаказанными? Не во всех случаях.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 96), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой (статья 179), вымогательство (статья 181) и другие. И если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера. Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего..
Если перевоспитание такого подростка связано с определенными трудностями, по решению суда он направляется в специальное лечебно воспитательное или учебно-воспитательное учреждение. Комиссия по делам несовершеннолетних систематически проверяет, как осуществляется надзор или наблюдение над несовершеннолетним подростком, И если убедится, что подросток исправился и ведет себя нормально, выносит решение о снятии с него надзора или наблюдения. Судом предусмотрена еще такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, это сделал для себя правильное выводы из приговора суда и больше не нарушит закона. Продолжительность испытательного срока устанавливает суд. Условное осуждение - гуманный акт, позволяющий правонарушителю исправиться.
Большинство преступлений, которые совершают подростки, составляют кражи, а так же хулиганские действия, отличающиеся жестокостью.
Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием, интересы их носят односторонний характер. Неблагоприятное бытовое окружение, контакты по месту жительства, учебы - одна из причин правонарушений среди подростков. Часто они объединяются в группы, где верховодят ребята, уже совершавшие антиобщественные поступки. Оторванные от интересных дел и увлечений, от внимания в семье, такие ребята заполняют свой досуг бесцельным хождением по улицам, выпивками, хулиганскими выходками.
В связи с тем, что «трудные» подростки являются слабыми личностями, поддающимися влиянию со стороны, необходимо в целях профилактики классному руководителю начать свою работу с знакомства кругом общения несовершеннолетнего, с выявления его интересов, привычек, а также направить все усилия на то, чтобы вырвать несовершеннолетнего из той среды, которая негативно влияет на его поведение. Классный руководитель должен владеть исчерпывающей информацией о каждом ученике в отдельности и обращать внимание на несовершеннолетних, которые подвергаются негативному влиянию со стороны сверстников, старших учеников, родителей и т.д.
В целях реализации данных задач классные руководители должны осуществлять следующие действия, которые помогут вовремя отреагировать на надвигающуюся конфликтную ситуацию:
- классный руководитель должен составить характеристику каждого ученика.
- определить конкретно-воспитательные задачи индивидуальной работы с учеником, рассчитанные на определенный период времени.
Для реализации поставленных задач при работе с «трудными» подростками классному руководителю необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
- осуществлять постоянный контроль за посещаемостью занятий и информировать об этом родителей;
-вовлекать несовершеннолетнего подростка в общественно полезную трудовую деятельность класса, школы.
- систематически контролировать обстановку в семье и использовать различные меры воздействия на родителей;
- формировать положительные эмоции несовершеннолетнего методом поощрения (благодарность, поздравление с днем рождения);
- проводить систематические индивидуальные беседы по заранее продуманной теме;
- включать несовершеннолетнего во внеклассный, внешкольный воспитательный процесс и проявлять постоянный интерес к его занятиям в кружке, секции и использовать эти занятия в воспитательной работе;
- проводить классные часы, собрания, рассчитанные на восприятие информации конкретным учеником.