Куда пойти учиться?
Поделиться:
Министерство образования и науки РК составило перечень наиболее востребованных профессий в Казахстане
Куда пойти учиться, чтобы потом не было мучительно больно за потраченные на учебу время деньги?
Как правильно выбрать профессию, чтобы хорошо зарабатывать и быть всегда востребованным? К сожалению, ни родители, ни школа толковых советов дать зачастую не могут - современный рынок труда очень динамичен: одни профессии появляются, другие исчезают, третьи изменяются настолько, что требуют переподготовки.
Найти профессию по душе тебе поможет Атлас новых профессий и компетенций в Республике Казахстан
Министерство образования и науки РК составило свой перечень наиболее востребованных профессий в Казахстане.
Сегодня - это технолог производства (пищевого, текстильного, химического), кризис-менеджер, специалист в области IT-безопасности, внутренний аудитор компании, финансовый директор, логист, корпоративный юрист, менеджер по закупкам, специалист производственного медиапроцесса. А инженеры-проектировщики вообще на вес золота!
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в стране сохраняется высокий спрос на техников-строителей, механиков различной специализации, бетонщиков, монтажников, трактористов, электриков, электромонтеров, электрослесарей, штукатуров-маляров, водителей, каменщиков, слесарей различной специализации, медсестер.
Казахстанские социологи составили свой рейтинг популярных вакансий на сегодняшний день. Абсолютными лидерами стали работники в области продажи (22,3 процента), бухгалтеры (10,7 процента), банковские работники (9,9 процента), IT-специалисты (9,4 процента). Далее следуют маркетологи (8,5 процента), административный персонал (8,2 процента). А вот юристы сегодня менее востребованы, чем лет 8-10 назад - 4,7 процента.
В каждом веке «золотыми» являлись какие-то профессии - рыцари, ковбои, космонавты, геологи. Американский журнал «Форбс» назвал вечные профессии, которые не теряли своей актуальности никогда! К ним относятся: учитель, врач, военный, парикмахер.
________________________________________
Как выбрать профессию правильно
Выбор вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии — один из первых серьезных выборов, которые приходится делать молодому человеку, выпускнику школы. И к сожалению, далеко не все студенты к концу обучения довольны сделанным когда-то выбором.
Мы выбираем или за нас выбирают?
Выбор будущей профессии — дело нелегкое. Во-первых, по одному названию профессии трудно судить о предстоящем содержании работы: обо всех нюансах деятельности человек, как правило, узнает уже в процессе работы. Да и должностные обязанности для одной и той же профессии могут существенно отличаться на разных предприятиях. Во-вторых, человек может приспосабливаться к различным видам деятельности. Трудно представить себе человека, способного работать исключительно кассиром в супермаркете. К тому же на наш выбор часто влияют всевозможные внешние факторы: например, существующие в обществе мнения о престижных и непрестижных профессиях, выбор будущей специальности под влиянием родителей, за компанию с друзьями, увлечение какой-то одной, внешней стороной профессии и т.д.Поэтому, очень важно верно определить, что действительно Вам нужно.
1. Отношение к выбору профессии
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты, ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Ты заканчиваешь девятый класс...
"...постарайся получить то, что любишь, иначе придётся полюбить то, что получил" Бернард Шоу
Получение профессионального образования до начала трудовой деятельности - одно из главных условий успешного трудоустройства и развития карьеры
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно можно обозначить как: ХОЧУ - МОГУ - НАДО
Хочу
Это твои интересы, склонности, мечты о профессии, желание заниматься каким - то делом каждый день на своём рабочем месте
Надо
это востребованность на рынке труда
Могу
Это твои состояние здоровья, характер, темперамент, общие и специальные способности. которые позволяют достигнуть высокого профессионального мастерства
Если ты остановился на профессии, которая совместима с твоими интересами, особенностями характера, посильна, обеспечивает общественное признание и востребована на рынке труда, то ты находишься на пути к профессиональному успеху
________________________________________
Несколько рекомендаций по выбору профессии:
- реши, какую профессию (специальность) ты хочешь получить и на какой уровень профессионального образования ты ориентирован;
- подбери из справочника для поступающих несколько учебных заведений с интересующей тебя профессией (специальностью);
- посети эти учебные заведения (лучше это сделать заранее, например, в "Дни открытых дверей");
- задай интересующие тебя вопросы членам приёмной комиссии (уточни как осуществляется приём; - есть ли ограничения при приёме по состоянию здоровья; бесплатное ли обучение; какие вступительные испытания тебя ждут; выясни конкурс и проходные баллы предыдущих лет; реальность трудоустройства после окончания и т.п.);
- оцени свои шансы поступления, выбери в какое учебное заведение, ты будешь поступать;
- выбери запасной вариант.
________________________________________
Рекомендации ученикам по профориентации.
1. Задумываться о выборе профессии примерно с 5-7 класса;
2. Наблюдать и изучать свои сильные стороны и слабые (способности);
3. Выбирать предмет для подготовки к ЕНТ и усиленно по нему подготавливаться;
4.Задавать вопросы связанные с профориентацией педагогам, родителям, друзьям, родственникам;
5. Регулярно следить за информацией в интернете: актуальные профессии, тесты, какими способностями должны обладать специалисты определенных профессий;
6. Рассматривать профессии не только с положительной стороны, но и с отрицательной, чтобы быть осведомленным о профессии со всех сторон;
7. Активно участвовать в школьных профориентационных мероприятиях (тестирования, тренинги, беседы, «День открытых дверей» и т.д.);
8. По возможности встретиться со специалистами той профессии, которую выбрал, чтобы задать все интересующие вопросы и получить наиболее полные ответы;
9. Быть всегда заинтересованным и любознательным в своем будущем;
10. Самое главное, верить в свой силы и способности!
________________________________________
Каким ты хочешь себя видеть в жизни?
Как найти хорошую работу и не ошибиться с выбором профессии?
Выбор профессии – это самый главный вопрос, на который нужно правильно ответить и, что самое главное, не за оценку в дневнике или в аттестате, а себе лично. Когда подходят к концу школьные годы и этот вопрос встает ребром, то следует особенно тщательно подойти к выбору специальности, с которой пойдешь по жизни.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию
(лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
Профессиональное просвещение— обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
Профессиональное воспитание— формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Как выбрать профессию???
________________________________________
Схема решения задачи о выборе профессии (Е.А.Климов)
Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):
1-я операция – составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;
2-я операция – выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор;
3-я операция – использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.
4-я операция – сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;
5-я операция – сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии.
Но окончательное решение принимать самому.
При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать следующие факторы.
1. Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):
• взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего;
• взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор;
• взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.
Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации.
2. Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации: 1) за «компанию» пойдешь – неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу; 2) пойдешь «по интересам» – другие почему-то рассматривают как измену.
Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам личности, а настоящие друзья – не те, кто давит, а те, кто понимает.
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии
4. Факторы психологического характера: специалисты отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие позитивной родительской среды, в которой закладываются основы формирования гармоничной, физически и психологически здоровой личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации.
5. Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план простраивается с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг (подруга)…», близость учебного заведения к родному дому, к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении, закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен, но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте;
6. Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессионального места работы:
• а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности);
• б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста);
• в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);
• г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей);
• д) внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности);
• е) запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз, туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые помогут поступить».
7. Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний – представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.